Здравствуйте!

Если Вы зарегистрированы на нашем сайте, Вы можете ввести логин и пароль и получить возможность задать вопросы психологу, писать на форуме и получать свежую информацию о наших событиях и мероприятиях.

Если Вы еще не зарегистрированы, просто нажмите здесь:

Регистрация


Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Вход/Регистрация

Детям

Вспомним о памяти

РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ

Человеческая память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков, умений и их последующего использования.
Виды памяти:
Кратковременная - удерживает информацию в течение короткого времени. Самое нужное и важное сохраняется в долговременной памяти.
Оперативная память обеспечивает кратковременное запоминание информации, необходимой для выполнения какого-либо действия или операции. Решая задачу, мы удерживаем в уме промежуточные результаты, которые при получении решения, забываются. Запоминаемый материал может быть разным.
Двигательная память позволяет нам не учиться каждое утро ходить заново. Особенно хорошо она развита у танцоров, спортсменов.
Способность чувствовать и сопереживать другому человеку основана на эмоциональной памяти. Пережитые чувства выступают как сигналы, которые побуждают к действию или удерживают от него.
Образная память обеспечивает запоминание наглядного материала - лица, звуки, запахи, цвета, формы предмета.
Вербальная память (словесно-логическая) существует только у человека, ее содержание - мысли. Усвоение знаний школьной программы строится в основном с опорой на этот вид памяти.
У ребенка очень хорошо развита непроизвольная память - когда без специальной цели и усилий человек запоминает что-нибудь интересное, важное, захватывающее. Сложнее с произвольной памятью - необходимо усилие воли и специальные техники для того, чтобы материал надолго остался в доступности сознания.
Память в детском возрасте - одна из центральных психических функций, которая во многом определяет мышление. В дошкольном возрасте у детей преобладает механическое запоминание, т.е. зубрежка - использование простого повторения, а не понимание информации. Сознательное запоминание становится возможным к 5-6 годам. В 6-7 лет ребенок должен использовать логические связи материала для запоминания.
Чтобы помочь маленькому человеку научиться запоминать необходимое, следует знать СЕКРЕТЫ памяти:
1. Информация должна быть интересной и значимой для ребенка (не для Вас, а для ребенка).
2. У ребенка должна быть сильная мотивация к запоминанию информации.
3. Память реагирует в первую очередь на яркие впечатления.
4. Ребенок быстрее запоминает информацию, которая имеет отношение к его жизни и деятельности, применяется на практике.
5. Заучиваемый материал должен быть понятен ребенку.
6. Середина материала запоминается хуже, чем начало.
7. Нельзя запоминать один материал сразу же за другим. Поэтому после подготовки уроков нельзя играть в компьютер, смотреть телевизор и читать. Лучше всего подышать свежим воздухом и подвигаться.
8. Необходимо научить ребенка организовывать заучиваемый материал, группировать изучаемую информацию и находить связи между элементами того, что он учит. Важно научить составлять план заучиваемого материала, так он приобретает четкую, упорядоченную форму.
9. Диета. В рационе ребенка должно быть достаточно витаминов и веществ, которые улучшают кровоснабжение мозга. Это орехи, сыр, жирная рыба, гречневая крупа, фрукты и овощи. "Быстрые сахара", содержащиеся в сахаре, конфетах плохо усваиваются в организме и могут вызвать ухудшение памяти.
10. Физическая нагрузка, спорт, прогулки на свежем воздухе, крепкий сон - главные составляющие физиологической основы для продуктивной работы мозга.
11. Развивать недостаточно сформированные функции нужно с опорой на сильные звенья.
12. Используйте игровую форму заданий для тренировки.

Возможные игры


Строитель

Цель - увеличение объема зрительной памяти.

Для игры понадобятся счетные палочки или спички, листы бумаги и монетки.
У игроков имеется по 10 палочек и 10 монеток. Один из игроков строит из палочек фигуру на столе и накрывает ее листом бумаги. Затем показывает другому игроку полученную фигуру. Тот закрывает глаза, старается создать образ фигуры и мысленно посчитать количество палочек, придумать, на что она похожа. Затем открывает глаза и выкладывает ее из своих палочек. За каждые 3 правильно скопированных элемента дается одно очко. За каждый пропущенный или лишний элемент игрок, копировавший фигуру должен отдать по одному своему очку. Затем меняются ролями.

Почтальон

Цель - развитие слухоречевой памяти с опорой на пространственные представления
Ребенку предлагается представить свою комнату и в воображении разместить в этом пространстве предметы, которые вы называете. Задача ребенка - представить месторасположение каждого слова. Например, слово "петух" - петуха я представляю на люстре в середине комнаты, пусть сидит та, слово "макароны" - макароны я разложу на подоконнике, пусть они там смешно свисают из окна. Затем ребенок должен назвать все предъявлявшиеся слова, представляя свою картину и собирая разложенные предметы.

Картинная галерея

Цель - развитие внимания, увеличение объема зрительного запоминания.
Предложите ребенку посмотреть на картинку (это может быть картина художника), а затем попросите по памяти ответить на вопросы по картине. Хорошо, если вы будете с ребенком меняться и соревноваться с набранных баллах за правильные ответы.

12 квартир

Цель - развитие внимания, зрительной памяти, пространственных представлений и функций контроля.
Вам понадобятся карточки с цифрами. (из простого картона 12 карточек размером 4 на 4 см. с цифрами от 1 до 12). Карточки перемешиваются и раскладываются тыльной стороной по 4 карточки в каждом ряду. Игроки по очереди открывают квартиры. Задача - открыть по порядку квартиры с 1 по 12. Например, первый игрок открывает карточку номер 5. так как это не 1, он теряет ход и переворачивает карточку обратно. Ход переходит к следующему игроку и так до тех пор, пока не откроют цифру 1. в процессе открытия игроки запоминают месторасположение цифр, чтобы в дальнейшем за наименьшее число попыток открыть все по порядку.

Рассказы.

Читайте небольшие рассказы. Чередуйте чтение ребенка вслух со своим чтением. После этого можно задать вопросы по тексту, придумать другой конец истории, придумать свою историю с теми же героями, нарисовать сюжет из рассказа, сделать вывод из рассказа.

Картинки. 

Предъявить ребенку картинки, фигуры или слова (постепенно увеличивая их количество) и попросить его их повторить. Затем повторить еще раз и попросить его сочинить историю по этим словам или картинкам. Например: корова, стул, урок, магазин и т.д. История: корова сидела на стуле во время урока. А в магазине в это время продавали…После сочинения истории попросить ребенка еще раз назвать слова, предложенные для запоминания. Этих слов окажется больше, что говорит о большей результативности осмысленного запоминания.

Инструкция.

Дать ребенку инструкцию - нарисуй желтый домик, с синей крышей, черной трубой, двумя окнами. Перед домиком три ёлочки и красную скамейку. (постепенно инструкцию усложнять). После этого ребенок по памяти рисует задание.

Тренировка слуховой памяти. 

Попросите ребенка закрыть глаза и угадать звуки, которые вы издаете разными предметами - постучать карандашом по столу, позвенеть в колокольчик и т.д. Затем сделать серию разных звуков и попросить ребенка назвать их в правильном порядке.

Вариация: повторить ритм стука руки по столу.

 

6. Собираем чемодан.

Мы едем в путешествие и собираем чемодан. Кладем в чемодан… первый игрок называет первый предмет, каждый последующий называет все вещи, уже положенные в чемодан и добавляет свою. Выигрывает тот, кто последний называет все вещи по порядку правильно.

 

Письмо инопланетянина.  

Продиктуйте ребенку 10 слов (постепенно увеличивая количество). Он должен каждое слово не записать, а зашифровать рисунком. Например: слово игра - ребенок рисует мяч или куклу, слово дружба - рисунок двух рук и т.д. После этого вы просите ребенка назвать слова в правильном порядке, используя свои рисунки.

 

Устный диктант.

Продиктуйте ребенку несколько слов. После того, как он их запомнит - задавайте разные вопросы:

Сколько всего было слов?

Запиши самое короткое слово

Запиши второе слово с конца

Правда ли, что во всех словах была буква О?

Сколько было слов, обозначающих название животного? И т.д.

 

10. Игра официант

Ребенок становится официантом в ресторане (он может сам решить в каком - итальянском, русском или макдональдсе). Вы заказываете ему еду из трех (например) блюд. Желательно участие в этой игре еще хотя бы двух клиентов. Официант получает заказ (запоминает), после чего приносит каждому его блюдо (правильно повторяет заказ).



Придумывайте игры сами и вместе с детьми!







© Вера Ярилина, 2011 Расписание   Наши специалисты   Направления работы   События   Создание сайта - Простые технологии